Памятники архитектуры

Костел Наисветейшей Девы Марии - д. Липск

Костел Наисветейшей Девы Марии — д. Липск

Памятник архитектуры, включен в список историко-культурного наследия Республики Беларусь как объект  второй категории

Деревня Липск находится на территории Кривошинского сельсовета Ляховичского района. В  XVII веке часть нынешнего Ляховичского района, где сегодня находятся деревни Кривошин, Липск, Залужье  и др. принадлежали  князьям Радзивиллам. Николай Христофор Радзивилл «Сиротка» подарил данные земли Несвижскому коллегиуму иезуитов. Именно иезуиты построили здесь первый костел, который, к сожалению, не сохранился.

В конце XIX века на средства графа Потоцкого, которому к этому времени принадлежала данная территория, на месте разрушенного храма был построен костел Наисветейшей Девы Марии.

Новый костел сочетал в себе черты барокко, классицизма и рококо. Крупномасштабный  храм был возведен из кирпича в плане трехнефовой базилики с боковым сводами. Сверху храм покрыт двускатной крышей. Два боковых нефа освещались с помощью окон, расположенных в центральном нефе.

Впервые базилика появилась еще во II веке до нашей эры в Риме. Позже базилики распространились в Италии, западных провинциях Европы и Северной  Африки и были очень распространенным типом постройки общественных и культовых сооружений. В пластическом решении фасадов большую роль играли фигурные  панели и рустованные лопатки.

К сожалению, во время Первой мировой войны Липский костел сильно пострадал. Долгое время храм не функционировал и постепенно разрушался.

В  90-х годах прошлого века верующие начали восстанавливать свою святыню. В 1994 году деятельность костела было возобновлена. Однако изначальный вид костела существенно изменился. Храм утратил один из своих главных элементов украшения – четырехгранную башню-звонницу с фигурным куполом, завершенным высоким шпилем. Его сменил высокий прямоугольный фронтон, завершенный ступенчатым аттиком, увенчанным крестом. Притвор оформлен в виде прямоугольника, по обе стороны которого расположены глубокие ниши. Отличительной чертой костела является его симметричность: левый боковой фасад является зеркальным отражением правого. По обе стороны,  параллельно друг другу, размещаются пристройки, покрытые двускатной крышей. Угол между основным зданием и пристройкой заполняют небольшие каплички. Все это придает храму завершенность и необычность форм. Алтарная часть храма оформлена полукругом и освещается расположенным в стене прямоугольными окнами.

Интерьер храма, как и во многих католических храмах, представлен иконографией и скульптурой. Для удобства прихожан внутри расположены скамейки.

Костел в настоящее время действующий.


Костел Вознесения Пресвятой Девы Марии д. Дарево

Костел Вознесения Пресвятой Девы Марии д. Дарево

Дарево – деревня Ляховичского района. В  центре деревни на возвышении находится Костел Вознесения Наисвятейшей Девы Марии (1938), выдержанный в строгих геометрических формах. К нему от асфальтированной дороги Р4 Ляховичи – Барановичи ведет широкая лестница, которая упирается в трехпролетную браму. Миновав ее, оказываешься у высокой стройной колокольни – выразительной силуэтной доминанты храма и близлежащих окрестностей.

Костел Вознесения Пресвятой Девы Марии имеет свою древнюю историю. Впервые костел упоминается в летописных источниках в 1440 году. Инициатором строительства костела является  Петр Мондригович, который владел данными землями в то время. В 1500 году владельцами Дарево становится род Кишек.  Именно при них был основан католический приход Виленского епископа. Во время войны 1812 года костел сгорел и на его месте в 1841 году стараниями ксендза Бернара Мисевича  был построен новый деревянный храм.  Он представлял собой прямоугольный сруб, накрытый двускатной крышей.  Горизонтально обшитые стены храма расчленены нехарактерными для деревянного зодчества арочными оконными проемами.

Даревский костел, фото, 1900 год.

Даревский костел, фото, 1900 год.

В архивных документах упоминаются скульптурные изваяния Соваофа, Иокима и Анны, которые украшали барочный алтарь. Одним из прихожан костела и личным другом ксендза Бернара был известный белорусский философ Флориан Бохвиц. Флориан  жил в местечко Вошковцы и занимался научной литературной деятельностью. Он был представителем христианского течения и проповедовал  стремление к традиционно-религиозным ценностям. Флориан пожертвовал огромную сумму на строительства костела  и после смерти завещал похоронить себя  на даревском кладбище, где и сегодня имеется его могила с плитой. В 1911 году даревской парафией  руководил ксендз Казимир Ёдка. Под его руководством парафияне готовили в начале июня 1915 года свою святыню к неизбежным событиям — Первой мировой войне. С башен были сняты колокола и затем утоплены в реке Щаре.

Во время войны около деревни проходила линия фронта. Местное население покинуло родную деревню. Дарево в июле 1915 года оказалась в эпицентре военных действий: здесь частями двух русский дивизий наносился сильный вспомогательный удар по германским войскам. Сражение вышло невиданным по ожесточению. Со стороны атакующих его впоследствии никто не описывал, зато остались подробные описания исследователя Вальтера Фогеля (Германский государственный архив, 1920 год). Вот краткая выдержка из его книги «Мировая война в отдельных операциях. Барановичи, 1916»: «Еще горячей и кровопролитней было дело на фронте 3 ландв. дивизии. После получасового ураганного огня, противник на рассвете пытался прорваться на «Даревские позиции» 7 ландв. пех. полка (имеются в виду окрестности д. Дарево). Целый день здесь с переменным успехом шел ожесточенный бой. Железный град осыпал «Даревскую высоту», «Кладбищенский участок», «Гирево» и опорный пункт «Литва». В пять часов дня противнику, благодаря тучам пыли и дыма, удалось ворваться на некоторых участках. Гарнизон крепко держится в убежищах, блокгаузах, расстреливает последние патроны. Решительные контратаки восстанавливают прежнее положение. Отхлынувшие остатки атакующих погибают в топкой Щаре…». На Ляховиччине до середине ноября 1918 года установился немецкий оккупационный режим.

image006

Когда в 1916 году немецкие власти разрешили  беженцам возвратиться, то, вернувшись в родное село, они не увидели ни своих домов, ни костела. Невозможно было отыскать и места, на которых находились дома, вся земля была перерыта окопами. Также не осталось никаких следов, по которым смогли бы отыскать место, где утопили колокола. До сегодняшнего дня неизвестна судьба одной из достопримечательностей костела – чудодейственной иконы «Матери Божьей Даревской».

С момент  ратификации Рижского договора на Ляховиччине официально начался «польский час». На 19 лет регион вошел в «Крэсы Всходни» Речи Посполитой.

В этот период силами всех жителей был отстроен новый храм. Большой вклад в строительство костела внес ксендз Казимир Вонькович. Именно его стараниями в 1925 году построили каплицу, а в 1930-х годах начали строительство нового кирпичного костела. Помощь в строительстве костела оказывали военные Барановичского гарнизона.

Станислав Шаплевич с прихожанами

Станислав Шаплевич с прихожанами

В 1931 году в Дарево приехал молодой ксендз Станислав Шаплевич. Священник родился в Польше, будучи гимназистом, пошел в польское войско и в 1920 году участвовал в защите Варшавы. Но стремление посвятить себя служению Богу и людям взяло свое. В 1926 году он поступает в Пинскую духовную семинарию.  После  ее окончания, Шаплевич получает сан священника и отправляется на службу в Дарево.  Здесь он не только завоевал любовь прихожан, но и всей молодой энергией взялся за продолжение строительства святыни.

Так как денег на строительство храма не было, Шаплевич предложил высекать блоки из сохранившихся немецких блиндажей. Из них и были построены стены костела.  Для того чтобы заработать деньги на строительство храма, проводились лотереи, ставились спектакли. Так, в 1938 году новый храм открыл свои двери перед прихожанами. Но не успели жители порадоваться своим стараниям. В 1939 году во время объединения Западной и Восточной Беларуси костел закрыли. А ксендз Станислав вынужден был уйти в подполье, так как он являлся бывшим польским солдатом. Прихожане надежно спрятали своего священника, и ему удалось избежать ссылки. Казалась бы, все не так плохо. Но началась Великая Отечественная война. И в 1942 году ксендзу Шаплевичу пришлось скрываться уже от немцев, которые подозревали его в подпольной связи с польскими партизанами. Местные жители переправили священника в д. Водятин, где он и проводил свою службу.  В 1944 году во время воздушной атаки  здание костела было значительно повреждено. В ходе одного из боев, в стену костела попал снаряд, но так и не взорвался, пока его не обезвредили. На этом несчастье костела не закончились. После возвращения советской армии, Шаплевича вновь объявляют в розыск. Вначале ксендз прячется в деревне Горбачи, а потом в д. Титковщина. Через полгода работники НКВД  обнаруживают место, где прячется священник, но местные жители вовремя предупредили Шаплевича и он спрятался на одном из хуторов. Однажды священнику, в ходе обыска хутора, на котором он жил, даже пришлось доить корову, переодевшись в женское платье. Но всегда находится предатель. Один из жителей деревни Литва выдал священника. Шаплевича арестовали. В ходе допросов его неоднократно избивали. Злоба и ненависть мучителей дошла до того, что на ксендза натравили голодных собак, которые страшно изодрали Шаплевича. Некоторое время священник находился в  барановичской тюрьме, а через полгода его как американского шпиона отправили на 25 лет в лагерь на Инце. Но и там священник не закончил свою службу. Работая газомерщиком в шахтах, он проводил тайные служения среди своих друзей, проводил обряды крещения. После смерти Сталина появилась возможность переписываться с единоверцами. После освобождения Шаплевич не уехал в Польшу, как ему советовали друзья, а вернулся в Дарево, к своим прихожанам, с которыми был связан душой и сердцем.

Станислав Шаплевич среди прихожан

Станислав Шаплевич среди прихожан

С 1947 году костел не действовал. Советские власти разместили в нем  зернохранилище.  В дальнейшем костел перешел в собственность Ляховичского консервного завода. В здании костела теперь  размещались разные бочки и инвентарь. Шаплевичу разрешили  работать в д. Макеевщина. Местные жители собрали денег и построили священнику дом, где он и провел оставшиеся годы. После возвращения из ГУЛАГа священник встретился с человеком, который его предал, но поступил как истинный верующий: простил.  Советской власти было  не по нраву такая популярность Шаплевича и ему запретили проводить службу.  Но тайные служения все же проводились. В 1975 году отца Станислава не стало. Но верующие люди до сих пор хранят в сердце память о своем духовном попечителе (на симке – бюст Станиславу Шаплевичу).image012

В 1986 году костел сожгли. Борьбу за возрождение костела верующие начали еще в брежневские времена, когда царила атеистическая пропаганда. Костел был отремонтирован  во время перестройки, и в  начале 1990-х годов в нем началась служба на русском языке.  С 1995 года костелом руководит польский священник Ян, который пользуется уважением сельчан. Именно при нем был проведен капитальный ремонт здания, в костел проведено отопление, а в окнах установлены витражи. Они придают особенный вид храму при свете солнца.

Даревский костел, фото 1986 год.

Даревский костел, фото 1986 год.

А лестница перед костелом — это вклад местных жителей в процесс возрождения храма. В 2007 году произошло удивительное событие  в жизни прихожан: служба начала проводиться на родном белорусском языке. И, несмотря на все испытания судьбы, стоит этот священный храм и радует сердца прихожан. Это своеобразный источник света, любви и добра, который, словно сердце Христа, освещает все вокруг.

image018image016


1

Костел святых Петра и Павла д. Медведичи

         «На берегу Бродницы, притоке Щары, находится небольшое местечко Медведичи, не отличающееся ни промышленностью, ни торговлей, ни историческими событиями, но известное  горячей верой народа, искренне преданного Католическому Костелу… Среди сосновых лесов находится это место» — именно так писал ксендз Юзафат Жискар в своем труде по истории костелов Минской губернии про деревню Медведичи.

Местечко Медведичи очень древнее. Впервые оно упоминается в письменных источниках XV века, до 1483 года было известно, как село Медведица и принадлежало виленскому бискупу. В XVI ст. село постепенно превратилось в местечко Медведичи, центр волости Новогрудского повета. В конце XVIII ст., когда белорусские земли были присоединены к Российской империи, местечко было конфисковано российскими властями, затем император Павел I подарил его вместе с имением Совейки генералу Л. .

В Медведичах находился один из самых древних костелов в Беларуси, который имеет свою уникальную историю. С конца  XIV ст. великие князья литовские и католическое духовенство проводили политику укрепления католицизма. С этой целью на территории нынешней Беларуси строились костелы и монастыри, увеличивалась площадь земли, принадлежавшая католической церкви. Костелам передавались во владения земля с крестьянами, которые на ней жили. Так происходило и на Ляховиччине. Уже во второй половине XV ст. в руках виленского католического бискупа находилась крупная Медведичская волость.

Точную дату фундации первого костела в Медведичах установил польский исследователь Ежи Ахманьски. В своем труде по истории Виленского бискупства он подчеркивает, что в конце XV ст. на территории Беларуси, подчиненной бискупству, появились первые парафии, основанные  великими князьями Великого Княжества Литовского, как это было ранее, а именно самими бискупами. Среди них была и парафия в Медведичах, основанная в 1483 году. В то время виленским бискупом был Анджэй Гаскович, который занимал эту должность с 1481 г.

Сторонники католицизма стремились ограничить политическое влияние православной церкви: как на белорусских князей, так и на простых крестьян. В 1588 году, например, виленский католический бискуп – кардинал Я.М. Радзивилл – приказал выгнать из Медведич православного священника, а землю, которой он пользовался, передать медведичскому костелу. Распоряжение кардинал объяснял тем, что в своем имении не хочет в дальнейшем иметь «русского попа», так как это ведет к ослаблению единства веры, т.е. католической религии. В процессе различных пожалований, браков, родов, различных земельных сделок, мелких белорусских православных князей существенно потеснили польское католическое духовенство и польские магнаты. Все это способствовало ополячиванию и окатоличествованию местных князей и крестьянства.

Повторная фундация парафии в Медведичах произошла в 1545 году. В костельных визитах XVIII – XIX ст. ст. есть информация, что в костельном архиве находился оригинал этой фундушевой записи.

Дальнейшая судьба католического храма на протяжении XVI- XVIII ст.ст. малоизвестна, так как сохранилось очень мало письменных источников по его истории. Большинство исследователей медведичского костела считают, что деревянная святыня, построенная в XV веке, просуществовала до начала XX и функционировала до постройки нового кирпичного храма.

По другим сведениям, костел, построенный в 1545 году, был сожжен в результате набегов татар в 1630 году. На его месте князь Радзивилл, бискуп виленский, построил в 1645 году новый деревянный костел имени Петра и Павла. Это был типичный сельский костел с соломенной крышей, на котором гнездились аисты, с оригинальной древней звонницей. Этот костел простоял долгие годы, а все прихожане — до одного человека – оберегали эту древнюю святыню. Им было хорошо и комфортно с этим старым костелом. Самое старое описание этого костела датируется 1782 годом. В нем имеется подробный инвентарь здания костела,  в котором говорится что он «деревянный, старый, обит досками, имеет одну деревянную вежу с куполом и железным крестом». В инвентаре подчеркивается, что здание костела находится в плохом состоянии, крыша почти целиком сгнила и провалилась. Вход был через вежу. Этот костел под титулом святых Петра и Павла был освящен в 1714 году.

Имеется довольно подробное описание интерьера костела. Над входом находились деревянные хоры, где размещался небольшой орган. Главный деревянный алтарь сницерской работы был двухъярусный: в первом ярусе находился образ распятого Иисуса Христа, во втором – образ Святой Троицы на полотне. По бокам алтарь украшали статуи святых Петра и Павла. С левой стороны находился  второй резной деревянный алтарь, в котором находилась икона в серебряной раме. В описании отмечено, что алтарь имел резные деревянные капители, с другой стороны находился алтарь с изображением Антония из Падуи. Кроме этого, в костеле имелось еще пять отдельных икон «на палатне маляваных, да сцен прыбітых».

Под зданием костела находились большие каменные склепы. Рядом с костелом была построена деревянная колокольня, которая имела 4 колокола. Вокруг костела находилось кладбище, обнесенное деревянной оградой. Рядом с кладбищем, буквально в нескольких шагах от него, стояло здание небольшого деревянного госпиталя, а недалеко – деревянный комплекс построек плебании. Кроме довольно большого жилого дома там имелись деревянные хозяйственные постройки: помещение для слуг, два свинарника, бровор, ледовня, сараи, амбары, два гумна и др.. Рядом со зданиями были небольшой сад и огород.

Медведичской плебании принадлежали юрисдики в местечке, а также три деревни: Городище, Кулени, Халхуны. Медведичская парафия с восхода и юга граничила с клецкой, с запада – с кривошинской, с севера – с ляховичской парафиями.

При костеле существовало братство Святого Ружанца, основанное в XVIII веке с помощью ксендзов клецкого домиканского костела.

В костельном архиве находились древние документы, которые, безусловно, представляли историческую ценность (кстати, они были написаны не только на латинском и польском языке, но и на старобелорусском). В описании архива подчеркивается, что первые фундационные документы медведичской плебании полностью погибли во время татарского нашествия. Более поздние документы касаются фундуша виленского бискупа князя Павла Гольшанского и повторного строительства медведичской плебании согласно консенса Виленской капитулы. Кроме этого, в костельном архиве хранились оригиналы документов XVII- XVIII веков, в том числе на подтверждение старых фундушей, получение новых земель, десятин с двора Медведич, на замену земель  и другие, которые были выданы виленскими бискупами.

Следующее описание костела дотируется 1796 годом. В инвентарном описании говорится, что костел древний, в сравнении с предыдущим инвентарем его состояние улучшилось (он был перекрыт новой гонтовой крышей, стены укреплены железными пластинами).

В Национальном историческом архиве Беларуси сохранились очень интересные инвентари костела в Медведичах, датированные первой половиной XIX века. В инвентаре 1824 года есть сведения о том, что завершено строительство новой деревянной плебании и здания госпиталя (они описаны как новые сооружения). Отмечены также и даты строительства новых хозяйственных построек. В этих инвентарях еще упоминается старое кладбище рядом с костелом, но в начале XIX века было создано новое парафиальное кладбище за пределами местечка.

Последнее описание древнего медведичского костела в Национальном историческом архиве Беларуси датировано 1867 годом. В нем говорится, что в 1851 году костел был отремонтирован и покрыт новой гонтовой крышей. Колокольня также отремонтирована и отмечается как «довольно надежная». В этом описании есть точная дата строительства плебании – 1812 год. Кроме этого, дается подробное описание и хозпостроек.

Костел в Медведичах продолжал действовать до 1886 года. Именно тогда царские власти решили ликвидировать эту католическую парафию. 16 августа костел был закрыт, а его имущество передано православному духовенству. Почти 20 лет древняя святыня не фе функционировала. Однако общество требовало справедливости и в итоге добилось возобновления деятельности костела. Это случилось благодаря усилиям священника клецкого парафиального костела Викентия Герасимовича и ксендза даревского костела Ваньковича, а также парафиан местечка.

28 октября 1905 года храм был возвращен католикам, но находился в таком ужасном состоянии, что дальнейшее его использование было невозможно. Было принято решение разобрать древний храм, а на его месте построить новый кирпичный костел. Последнее богослужение в старом помещении было отслужено 15 августа 1906 года. В скором времени на строительство новой святыни прихожане собрали пожертвованиями 60 тысяч рублей. На то время это были огромные деньги. Проект был разработан известным польским архитектором Стефаном Шелером (1857-1933).На основании  планов С.Шелера  на территории Польши, Литвы и Беларуси в конце  XIX – начале XX веков возникло большое количество католических святынь.

Строительство костела в местечке Медведичи завершилось в 1908 году. Новая святыня была торжественно освящена 6 августа 1910 года могилевским бискупом Яном Цепляком. Во главе парафии стал ксендз Ян Эйсмонт.

Новый костел стоит и сегодня, построенный из кирпича в стиле эклектики. Это трехнефовая базилика, центральный неф завершен пятигранной алтарной частью. Главный фасад храма имеет ступенчатую ярусную композицию с пластичными по рисунку валютами. Здание завершает двухъярусная вежа с высоким граненым шатром.

В Национальном историческом архиве Беларуси есть один из ценнейших документов по истории медведичского костела – «Інвентарны вопіс мядзведзіцкага рыма-каталіцкага парафіяльнага касцела» от 22 декабря 1913 года. В нем точно описана новая святыня:  « Касцел мураваны з 26 вокнамі, накрыты цынкавай бляхай, даўжыней 15 сажней, ушырыню 10 сажней, а ўнутры 8 сажней вышыней. З двухпавярховай вежай, таксама накрытай цынкавай бляхай, у якой размешчаны 3 званы старога касцела…».

Внутрь костела ведут 6 дверей: от фронта главные и боковые двухстворчатые двери для верующих, справа – в каплицу, в закристию. Возле главного входа слева двери ведут на хоры, а оттуда – на колокольню. При этом же входе справа и слева – мраморные сосуды для святой воды – пожертвование Станислава Татариновича из д. Лапаничи. С правой стороны внутри костела расположен один конфесионал; пространство костела разделено колоннами на три части, но которые опираются все своды. Между ними з одной и другой стороны стоят по три скамейки для верующих. В правой части костела – амбона из искуственного мрамора. К сводам посредине прикреплены 4 веревки, на которых висят 2 бронзовые позолоченные люстры, по бокам также к сводам прикреплены веревки с керосиновыми  лампами; на стенах нарисовы  12 крестов в честь освящения костела, под которыми прикреплены небольшие подсвечники с призмами. Пресбитериум (аналог алтаря в православном храме) выполнен в стиле  ренесансовой архитектуры из искусственного мрамора. В нем находится образ святых аппостолов Петра и Павла, на втором этаже – Найсветейшей Девы Марии с Иисусом. Весь алтарь заканчивается крестом. Пресбитериум – место хранения Святых Даров – Хлеба и вина, символизирующих Тело и Кровь Христа. Узнать это место можно по неугасимой лампаде, горящей перед дарохранительницей (обычно используется латинское название дарохранительницы – табернакулум). Табернакулюм с находящимися внутри Телом и Кровью Христа – святая святых католического храма.Всякий раз, проходя мимо дарохранительницы, совершается коленопреклонение или легкий поклон. Также верующие, входя в храм или выходя наружу, припадают на одно колено и осеняют себя крестным знаменим, приветствуя Живого Христа. Это служит как бы подтверждением принятого ими крещения. Кроме главного алтаря имеются еще 2 деревянных. С правой стороны над табернакулюмом находится гипсовая статуя Непорочного Зачатия Божей Матери. Над статуей находится  икона в золотобронзовой  раме, дар Татариновичей  из д. Куршиновичи; с левой стороны над табернакулем находится статуя Сердца Иисуса Христа, а над ней икона Святого Роха в золотобронзовой раме. С правой стороны возле входа сделано место для подсвечников и фанарей. На стенах висят 14 икон из мазаики, пожертвованные в 1913 году доктором Койцем из Вильно. Усилиями ксендза Яна Эйсмонта в 1912 году виленской фирмой Петра Вайцеховичи сделан орган с 2 клавиатурами и педалью, на 17 голосов, а для интонирования игры – 8 регистров с обычной структурой на фронте.

Здание плебании было возведено в 1883 году. Рядом с ним в 1907 году поднялась каменная официна, а также конюшня. Кроме этого, сохранилось и старое здание плебании, построенное в начале XIX века, в котором жили органист и парубок. В 1913 году рядом с плебанией был  посажен сад, в котором росло около 30 деревьев. Вся территория усадьбы была обнесена оградой.

В инвентаре говорится, что парафиальное кладбище находится за 300 сажней от костела. Площадь его составляла 2 десятины. Со всех сторон оно было окружено оградой. Подчеркивается, что католическое кладбище было освящено и открыто в 1814 году.

Вот как описал ксендз Юзафат Жискар настроение жителей Медведич после открытия и освящения нового костела: «І мясцовая парафія ўзняслася – люд зноў імкнецца да святыні, з кожным годам лічба вернікаў павялічваецца, і па апошнім перапісе дасягнула 6560 чалавек. На новым касцеле напісаны словы «Gloria Deo» (переводится как «Слава Богу»), якія адраджаюць у памяці той падзеі сілу, якая сярод людзей шмат цудаў рабіла, дда геройскіх учынкаў кліча, а сіла гэтая – не што іное як наша вера каталіцкая… ».

Дальнейшая судьба костела Святых Петра и Павла сложилась довольно удачно. Он не потерпел ни во время мировых войн, ни попал в число тех католических святынь, которые закрывались властями.

Белорусские исследователи впервые заинтересовались костелом как древним памятником архитектуры в 1970 году. Тогда Медведичский храм был изучен специалистами Института искусствоведения, этнографии и фольклора Академии Наук. Были выполнены его архитектурные обмеры, сделана подробная фотофиксация.

Говоря о самом храме, стоит упомянуть и о его священниках. Самым почитаемым служителем медведичского костела был Вацлав Иванович Пионтковский (1902-1971). В непростой для верующих людей атеистический период, он продолжал свою духовную службу. За то, что он не отрекся от своей веры, В.И. Пионтковского 2 декабря 1950 года арестовали по обвинению в антисоветсвой агитации. Шесть лет священник провел в тюремном заключении, но не отрекся от своего выбора — служить Богу и людям. Его доброе имя было восстановлено лишь в 1994 году, спустя 23 года после его смерти. В памяти людей он навсегда остался добрым священником и замечательным человеком.

Могила В.И. Пионтковского

Могила В.И. Пионтковского

Костел Святых Петра и Павла в Медведичах, пережив много столетий, сохранился до нашего времени. Он является памятником архитектуры  и помогает сохранять в сердцах людей христианскую веру.

Валерий Ивашко, историк- краевед.


Храм Покрова Пресвятой Богородицы – д. Кривошин

Храм Покрова Пресвятой Богородицы – д. Кривошин

Памятник архитектуры, включен в список историко-культурного наследия Республики Беларусь. Историко-культурная ценность  второй категории

Деревня Кривошин находится в 24 км на юго-запад от г. Ляховичи. История деревни начинается с имения «Репухов», которой впервые упоминается в Метрике Великого Княжества Литовского с 1481 года как имение Ивана Ильинича, полученное им в качестве приданого от жены Анны Довгирдовны. Она получила Репухов, в свою очередь, от первого мужа Юрия Гайцевича.  Такая передача прав владения в то время была довольно распространенной. Последний представитель рода — Юрий Ильинич, за неимением наследников,  подарил своему двоюродному брату  Николаю Христофору Радзивиллу «Сиротке» свое имение, включая часть земель нынешнего Ляховичского района, где сегодня находятся деревни Кривошин, Липск,  Залужье  и др..  Михаил Казимир Радзивилл в 1584 году подарил свое имение Репихов, которое позже стало частью деревни Кривошин, Несвижскому коллегиуму иезуитов. Благодаря иезуитам, в  1670 г.  здесь был заложен небольшой деревянный  костел, который 70 лет спустя, в 1740 году, заменили монументальной двухбашенной трехнефовой базиликой в стиле барокко, сохранившийся до наших дней. Иезуиты не смогли стать вечными наследниками имения. В 1772 году после Раздела Речи Посполитой имение стало собственность Антония Тизенгауза. Так имение переходило из рук в руки и в конце XVIII века стало собственностью дворянского рода Потоцких.

После национально-освободительного восстания 1863–1864 годов католическую святыню отобрали. В 1866 году Кривошинский костёл был переосвящён в православную Покровскую церковь. Настоятелем храма стал воспитанник Минской духовной семинарии  отец Александр Барановский, прослуживший в Кривошине более 60-ти лет.

В 1884-1885 годах здание храма до неузнаваемости перестроили, придав ему черты ретроспективно-русского стиля.  Над зданием была сделана восьмигранная шатровая звонница, двухсферичные купола с маковками, расположенные на деревянных барабанах. Такое оформление гармонично сочетается с многогранным барабаном, завершенного куполом с головкой в виде луковицы, расположенном над центральным нефом. Декор экстерьера храма представлен характерными для древнерусского культового зодчества элементами: маковки, всевозможные аркатуры. В храме, в основном, переделаны  главный и боковой фасад. Объем здания прорезают окна, оформленные в виде ниш. Особый интерес представляют ниши – кресты, расположенные в зубчатых проемах. Однако обильная декорация на фасадах, возведение колокольни и купола на высоком барабане существенно не изменили барочной пластики и монументальности интерьера. Его внутренний объем перекрыт ажурными сводами, крестовыми над главным и стрельчатыми над боковыми нефами.

4Храм функционировал до 1969 года. Последним священником перед закрытием храма, во времена «хрущёвской оттепели», был иерей Якубчик Василий Иванович, 1913 года рождения. 26 декабря 1969 года он переводится в соседний Островской приход. Для Кривошинского прихода наступил тяжёлый период забвения и бездуховности. Здание храма постепенно приходило в упадок и разрушалось.

В 1991 году Епископ Пинский и Лунинецкий Стефан (Корзун) направляет в Кривошин священника Веренича Анатолия Андреевича, который много потрудился над  реставрацией храма и приходской жизни.

На его место летом 1994 года был назначен иерей Пашкевич Григорий Николаевич, дослуживший до декабря месяца, а далее с 13 декабря 1994г. и по декабрь 2009 года в Свято-Покровском храме села Кривошин настоятельствовал священник Шелест Константин Александрович, 1947 года рождения, уроженец Столинщины.

3 августа 2010 года настоятелем храма назначается иерей Владимир Тыновец.

В настоящее время церковь Покрова Пресвятой Богородицы является действующей.


Святодуховская церковь д. Подлесье

Святодуховская церковь
д. Подлесье

Памятник архитектуры, образец деревянного зодчества

Деревня Большое Подлесье известна с  конца XV столетия как собственность Жигимонта Августа и называлась Подляшаны, но со временем название деревни преобразовалось в Подлесье.

Строительство Святодуховской церкви связывают с двумя событиями: явлением чудотворной иконы Пресвятой Богородицы и выделением надела земли в 1637 году для содержания причта новоучреждённой в Подлесье церкви. Из поколения в поколение местные жители деревни передают легенды и предания об истории православного храма в д. Подлесье. Первое из них уходит своими корнями в XV-XVI века. По преданию,  по дороге из деревни Подлесье в д. Заритово шла слепая от рождения девочка. Тогда, как и сейчас, начало и конец деревни отмечались крестами. Рядом с крестом стоял большой камень, подойдя к которому, девушка прозрела. И ей явился на камне образ Божьей Матери. Это чудо воодушевило жителей деревни построить на этом месте шатер, а затем часовенку. Слава о чудотворной иконе разошлась по окрестностям.

В XVII веке мстиславский воевода Георгий Сапега во время тяжелой болезни пешком ходил поклониться иконе Богоматери  и дал себе обет, что если исцелиться, то возведет здесь церковь. После чудесного выздоровления Георгий Сапега в благодарность возвел здесь в 1637 году первую православную церковь. Древний храм просуществовал недолго и (по неизвестным причинам) в XVIII столетии  исчез.

Икона Серафима Жировицкого

Икона Серафима Жировицкого

В середине XVIII столетия на её месте был возведен новый деревянный храм, сохранившийся до современности. По местной легенде у управителя поместья  Старо-Ляхович понесли лошади. Напуганный, он стал молиться Пресвятой Богородице и пообещал построить церковь на том месте, где лошади остановятся. Говорят, что лошади остановились  именно там, где сейчас расположена церковь.

Серафим Жировицкий (Шахмуть)

Серафим Жировицкий (Шахмуть)

Святодуховская церковь является образцом деревянного зодчества. Главный фасад  оформлен крыльцом с колоннами и завершается треугольным фронтоном.  Сверху фронтон увенчан куполом, размещенным на круглом барабане, прорезанным прямоугольными окнами. Главный вход решен в виде арки, над ним и по обе его стороны размещаются иконы. Вся церковь выкрашена в голубой  цвет, который символизирует царствие небесное, приближение к неземному, безгрешному. В плане церковь описывает прямоугольник, с выступающей многогранной апсидой. В алтарной части по обе стороны сделаны небольшие квадратные пристройки. По всему периметру церковь прорезают параллельные прямоугольные окна.  Главный неф завершает купол с маковкой, украшенный крестом.    Сверху здание покрыто шиферной двускатной крышей.  Возле церкви расположена колокольня, которая призывает прихожан на служение мелодичным перезвоном колоколов.

В 1879 году в церкви был построен трехъярусный иконостас, который украшали 7 икон древнего и 5 более позднего письма. Есть мнение, что они были выполнены местными мастерами.

church1_a59В 2009  году произошло важное событие в жизни подлесских прихожан — был  обнаружен валун, который, по предположениям, является тем самым камнем, на котором явилось икона Божией Матери. Сегодня этот камень, который имеет свою полную загадок историю, хранится у алтаря  храма.

Деревня славится и своими сынами веры. В 1935 году в Подлесский приход приехал отец Федор Рубанович, который в скором времени был замучен большевиками в Оршанской тюрьме. В Подлесье    родился и был воспитан в православной вере Преподобномученник Архимандрит Серафим Жировичский (Шахмуть).  За свою безграничную веру и служение Богу и людям, Серафим Жировичский принял ужасную смерть. В 2006 году он был причислен к списку новомученников и проповедников.  Ежегодно 6 сентября прихожане Святодуховской церкви празднуют день памяти своего земляка.


Церковь Святых апостолов Петра и Павла, деревня Остров

Церковь Святых апостолов Петра и Павла, деревня Остров

Деревня Остров Островского сельского Совета известна с конца  XV —начала XVI веков. Одной из неотъемлемых частей жизни верующих людей всегда являлся храм. Так, вместе с появлением и развитием деревни, появилась первая Свято-Троицкая церковь. Деревня росла, появились новые постройки, население местечка увеличивалось. В 1773 году здание местной церкви было признано ветхим и небезопасным. Аварийный храм разрушили. В 1910 в д. Остров была построена новая церковь во имя святых апостолов Петра и Павла. Настоятелем церкви был назначен священник Иоанн Рудаковский. 11 июля 1910 года произошло освящение нового  храма.

Церковь ( в переводе с греческого языка, означает Дом Господа) – архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Православная церковь состоит из алтарной части, как правило, ориентированной на восток, и примыкающего к нему помещения для молящихся. В архитектуре православных церквей количеству куполов иногда присваивается символическое значение: один купол – единство Бога, три – в честь святой Троицы, пять – в честь Спасителя и 4-х евангелистов, семь – в честь семи таинств, тринадцать – Спаситель и двенадцать апостолов. В православном храме выделяется три части:

первая  частьалтарь (восточная часть церкви, предназначенная для священника), содержащий жертвенник (стол на алтаре, где подготавливаются хлеб и вино) и престол (стол, находящийся в середине алтаря, служащий для совершения причастия);

средняя часть храма, отделенная от алтаря иконостасом (стена, состоящая из упорядоченного ряда икон), перед которой со стороны средней части находится солея (возвышение пола перед алтарной частью) с амвоном (специальное сооружение, предназначенное для пения, проповедей);

третья частьпритвор (постройка перед входом в храм).

В православии приход в храм характеризуется следующим правилом: «Всегда входи в  Храм со смирением и кротостью, чтобы выйти оправданным, как вышел смиренный евангельский мытарь». И сегодня прихожане помнят об этом правиле, и церковь с радостью принимает всех, желающих получить оправдание…

 

Иконостас Петропавловской церкви

Иконостас Петропавловской церкви

Петропавловская  церковь д. Остров является памятником архитектуры деревянного зодчества  неорусского стиля. Храм представляет собой прямоугольную конструкцию, центральная часть которой выходит за пределы основного периметра. В отличие от других, такой тип храмов имеет три входа. Каждый вход оформлен крыльцом, над которым возвышается навес с небольшим куполом. Навес украшен зубчатыми панелями. Над главным входом размещается икона. Главный фасад завершает двухъярусная башенка. Первый ярус представлен четырехгранной частью, в то время как второй – оформлен многогранной. Сверху башня увенчана куполом с маковкой. По всему периметру купол прорезают двойные стрельчатые окна, которые обеспечивают полное освещение внутренней части храма, а также придают помещениям больший объем.

В христианстве все элементы имеют определенный смысл. Так, крест – это орудие позорной смерти Иисуса Христа, сделавшееся для верующих символом спасения и знамением победы над смертью. Церковь употребляет образ креста Господня, как лучшее для себя украшение и ограждение от козней вражеских. Все священные вещи, употребляемые в храме (одежды, сосуды, пелены и др.) украшены крестом. Сам храм венчается крестом, чтобы христианская святыня была видна издалека и защищала людей от всех бед и невзгод. В христианстве имеется несколько видов крестов. 65496Крест на Петропавловской церкви – православный, который чаще всего используется Русской и Сербской православными церквями: кроме большой горизонтальной перекладины он содержит еще две. Верхняя перекладина символизирует табличку на кресте Христа с надписью «Иисус назарянин, царь иудейский». Нижняя косая перекладина – подпорка для ног Иисуса Христа, символизирует «мерило праведное», взвешивающее грехи и добродетели всех людей. Считается, что она наклонена в левую сторону от Христа, символизирует то, что покаявшийся разбойник, распятый по правую сторону от Христа, первым попал в рай, а разбойник, распятый по левую сторону, своим хулением Христа еще более усугубил свою посмертную участь и попал в ад. Буквы IC XC являются христограммой, символизируя имя Иисуса Христа. Также на некоторых христианских крестах внизу изображается череп (или череп с костями), символизирующий падшего Адама. Интерьер Храма имеет богатое украшение. Главным достоинством Петропавловской церкви является удивительный по красоте иконостас. Помимо главного алтаря в церкви имеются и дополнительные. Особый интерес представляет крест с изображенным на нем Иисусом Христом. Каждая перекладина креста завершается иконой с ликом святого. За сокристием расположен золоченый круг в виде солнца. Вход в алтарную часть храма оформлен арочным проемом, с обеих сторон которого расположены скульптуры ангелов. Для удобства прихожан в церкви имеется балкон.

До настоящего время церковь действующая. Ее двери всегда открыты для прихожан. Настоятель храма отец Роман всегда готов выслушать и прийти на помощь нуждающимся.


 

 

Обсуждение закрыто.