Религиозный туризм

Костел Святой Марии в деревне Липск

Липский приход известен с середины ХVI столетия. Костел в д. Липск был на обеспечении графов Потоцких. Современное здание костела в д. Липск было возведено на месте деревянного в 1907-1908 годах. В 1908 году храм был освещен епископом Яном Чеплака. Костел возводился на средства графа Константина Потоцкого, благодаря усилиям ксендза К. Ваньковича. До Первой мировой войны сооружение являлось филиальным костелом Даревского прихода. Приход Липского костела насчитывал 400 прихожан.  Во время Первой мировой войны храм был  поврежден. В 20-30-е годы XX ст., когда Западная Беларусь находилась в  составе Польши, костел был восстановлен и обслуживал исключительно жителей д. Липск. После воссоединения Западной Беларуси с БССР, событий Второй мировой и Великой Отечественной войн здание костела было заброшено и восстановлено лишь в 2006 году.

Костел св. Марии д. Липск

Архитектура храма соединяет в себе черты барокко, классицизма и рококо. Храм возведен по примеру базилики с боковыми сакристиями (помещениями для хранения принадлежностей культа). Вертикальным акцентом прямоугольного в плане храма являлась необарочная четырехгранная башня-колокольня с фигурным куполом и шпилем в завершении. Она имела широкую террасу с балюстрой (ограждение из ряда фигурных столбиков). Над карнизом размещался фронтон, украшенный картушем с изображением герба Потоцких «Пилява». Значительную роль в решении фасада отыгрывали рустованные лопатки и фигурные панели. В годы Первой мировой войны полностью была утрачена колокольня. При восстановлении храма в н. ХХI ст. она не отстраивалась. Со стороны главного фасада был достроен ступенчатый аттик (декоративная стена над карнизом).

Костел Святой Марии в д. Липск включен в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь и имеет «2» категорию ценности.

Костел Святых Петра и Павла в деревне Медведичи

1

https://1panorama.ru/embed/14490?options=0|0|0|0|0

Костел Успения Божьей Матери в аг. Дарево

Костел Вознесения Пресвятой Девы Марии д. Дарево

Дарево – деревня Ляховичского района. В  центре деревни на возвышении находится Костел Успения Божьей Матери (1938), выдержанный в строгих геометрических формах. К нему от асфальтированной дороги Р4 Ляховичи – Барановичи ведет широкая лестница, которая упирается в трехпролетную браму. Миновав ее, оказываешься у высокой стройной колокольни – выразительной силуэтной доминанты храма и близлежащих окрестностей.

Костел Успения Божьей Матери имеет свою древнюю историю. Впервые костел упоминается в летописных источниках в 1440 году. Инициатором строительства костела является  Петр Мондригович, который владел данными землями в то время. В 1500 году владельцами Дарево становится род Кишек.  Именно при них был основан католический приход Виленского епископа. Во время войны 1812 года костел сгорел и на его месте в 1841 году стараниями ксендза Бернара Мисевича  был построен новый деревянный храм.  Он представлял собой прямоугольный сруб, накрытый двускатной крышей.  Горизонтально обшитые стены храма расчленены нехарактерными для деревянного зодчества арочными оконными проемами.

Даревский костел, фото, 1900 год.

Даревский костел, фото, 1900 год.

В архивных документах упоминаются скульптурные изваяния Соваофа, Иокима и Анны, которые украшали барочный алтарь. Одним из прихожан костела и личным другом ксендза Бернара был известный белорусский философ Флориан Бохвиц. Флориан  жил в местечко Вошковцы и занимался научной литературной деятельностью. Он был представителем христианского течения и проповедовал  стремление к традиционно-религиозным ценностям. Флориан пожертвовал огромную сумму на строительства костела  и после смерти завещал похоронить себя  на даревском кладбище, где и сегодня имеется его могила с плитой. В 1911 году даревской парафией  руководил ксендз Казимир Ёдка. Под его руководством парафияне готовили в начале июня 1915 года свою святыню к неизбежным событиям — Первой мировой войне. С башен были сняты колокола и затем утоплены в реке Щаре.

Во время войны около деревни проходила линия фронта. Местное население покинуло родную деревню. Дарево в июле 1915 года оказалась в эпицентре военных действий: здесь частями двух русский дивизий наносился сильный вспомогательный удар по германским войскам. Сражение вышло невиданным по ожесточению. Со стороны атакующих его впоследствии никто не описывал, зато остались подробные описания исследователя Вальтера Фогеля (Германский государственный архив, 1920 год). Вот краткая выдержка из его книги «Мировая война в отдельных операциях. Барановичи, 1916»: «Еще горячей и кровопролитней было дело на фронте 3 ландв. дивизии. После получасового ураганного огня, противник на рассвете пытался прорваться на «Даревские позиции» 7 ландв. пех. полка (имеются в виду окрестности д. Дарево). Целый день здесь с переменным успехом шел ожесточенный бой. Железный град осыпал «Даревскую высоту», «Кладбищенский участок», «Гирево» и опорный пункт «Литва». В пять часов дня противнику, благодаря тучам пыли и дыма, удалось ворваться на некоторых участках. Гарнизон крепко держится в убежищах, блокгаузах, расстреливает последние патроны. Решительные контратаки восстанавливают прежнее положение. Отхлынувшие остатки атакующих погибают в топкой Щаре…». На Ляховиччине до середине ноября 1918 года установился немецкий оккупационный режим.

image006

Когда в 1916 году немецкие власти разрешили  беженцам возвратиться, то, вернувшись в родное село, они не увидели ни своих домов, ни костела. Невозможно было отыскать и места, на которых находились дома, вся земля была перерыта окопами. Также не осталось никаких следов, по которым смогли бы отыскать место, где утопили колокола. До сегодняшнего дня неизвестна судьба одной из достопримечательностей костела – чудодейственной иконы «Матери Божьей Даревской».

С момент  ратификации Рижского договора на Ляховиччине официально начался «польский час». На 19 лет регион вошел в «Крэсы Всходни» Речи Посполитой.

В этот период силами всех жителей был отстроен новый храм. Большой вклад в строительство костела внес ксендз Казимир Вонькович. Именно его стараниями в 1925 году построили каплицу, а в 1930-х годах начали строительство нового кирпичного костела. Помощь в строительстве костела оказывали военные Барановичского гарнизона.

Станислав Шаплевич с прихожанами

Станислав Шаплевич с прихожанами

В 1931 году в Дарево приехал молодой ксендз Станислав Шаплевич. Священник родился в Польше, будучи гимназистом, пошел в польское войско и в 1920 году участвовал в защите Варшавы. Но стремление посвятить себя служению Богу и людям взяло свое. В 1926 году он поступает в Пинскую духовную семинарию.  После  ее окончания, Шаплевич получает сан священника и отправляется на службу в Дарево.  Здесь он не только завоевал любовь прихожан, но и всей молодой энергией взялся за продолжение строительства святыни.

Так как денег на строительство храма не было, Шаплевич предложил высекать блоки из сохранившихся немецких блиндажей. Из них и были построены стены костела.  Для того чтобы заработать деньги на строительство храма, проводились лотереи, ставились спектакли. Так, в 1938 году новый храм открыл свои двери перед прихожанами. Но не успели жители порадоваться своим стараниям. В 1939 году во время объединения Западной и Восточной Беларуси костел закрыли. А ксендз Станислав вынужден был уйти в подполье, так как он являлся бывшим польским солдатом. Прихожане надежно спрятали своего священника, и ему удалось избежать ссылки. Казалась бы, все не так плохо. Но началась Великая Отечественная война. И в 1942 году ксендзу Шаплевичу пришлось скрываться уже от немцев, которые подозревали его в подпольной связи с польскими партизанами. Местные жители переправили священника в д. Водятин, где он и проводил свою службу.  В 1944 году во время воздушной атаки  здание костела было значительно повреждено. В ходе одного из боев, в стену костела попал снаряд, но так и не взорвался, пока его не обезвредили. На этом несчастье костела не закончились. После возвращения советской армии, Шаплевича вновь объявляют в розыск. Вначале ксендз прячется в деревне Горбачи, а потом в д. Титковщина. Через полгода работники НКВД  обнаруживают место, где прячется священник, но местные жители вовремя предупредили Шаплевича и он спрятался на одном из хуторов. Однажды священнику, в ходе обыска хутора, на котором он жил, даже пришлось доить корову, переодевшись в женское платье. Но всегда находится предатель. Один из жителей деревни Литва выдал священника. Шаплевича арестовали. В ходе допросов его неоднократно избивали. Злоба и ненависть мучителей дошла до того, что на ксендза натравили голодных собак, которые страшно изодрали Шаплевича. Некоторое время священник находился в  барановичской тюрьме, а через полгода его как американского шпиона отправили на 25 лет в лагерь на Инце. Но и там священник не закончил свою службу. Работая газомерщиком в шахтах, он проводил тайные служения среди своих друзей, проводил обряды крещения. После смерти Сталина появилась возможность переписываться с единоверцами. После освобождения Шаплевич не уехал в Польшу, как ему советовали друзья, а вернулся в Дарево, к своим прихожанам, с которыми был связан душой и сердцем.

Станислав Шаплевич среди прихожан

Станислав Шаплевич среди прихожан

image012

С 1947 году костел не действовал. Советские власти разместили в нем  зернохранилище.  В дальнейшем костел перешел в собственность Ляховичского консервного завода. В здании костела теперь  размещались разные бочки и инвентарь. Шаплевичу разрешили  работать в д. Макеевщина. Местные жители собрали денег и построили священнику дом, где он и провел оставшиеся годы. После возвращения из ГУЛАГа священник встретился с человеком, который его предал, но поступил как истинный верующий: простил.  Советской власти было  не по нраву такая популярность Шаплевича и ему запретили проводить службу.  Но тайные служения все же проводились. В 1975 году отца Станислава не стало. Но верующие люди до сих пор хранят в сердце память о своем духовном попечителе (на симке – бюст Станиславу Шаплевичу).

В 1986 году костел сожгли. Борьбу за возрождение костела верующие начали еще в брежневские времена, когда царила атеистическая пропаганда. Костел был отремонтирован  во время перестройки, и в  начале 1990-х годов в нем началась служба на русском языке.  С 1995 года костелом руководит польский священник Ян, который пользуется уважением сельчан. Именно при нем был проведен капитальный ремонт здания, в костел проведено отопление, а в окнах установлены витражи. Они придают особенный вид храму при свете солнца.

Даревский костел, фото 1986 год.

Даревский костел, фото 1986 год.

А лестница перед костелом — это вклад местных жителей в процесс возрождения храма. В 2007 году произошло удивительное событие  в жизни прихожан: служба начала проводиться на родном белорусском языке. И, несмотря на все испытания судьбы, стоит этот священный храм и радует сердца прихожан. Это своеобразный источник света, любви и добра, который, словно сердце Христа, освещает все вокруг.

image018

Костёл Наисвятейшего сердца Иисуса Христа (г.Ляховичи)

БеларусьБрестская областьЛяховичский районЛяховичи
53.0370, 26.2616

Неподалеку от того места, где в 1990-х годах был построен этот храм, раньше находился костел воздвижения Креста, который был разрушен в годы советской власти. Костел Сердца Иисуса в Ляховичах является его своеобразным приемником.

Храм построен в стиле неоготики из красного кирпича, что придает ему дополнительный колорит. В наружной отделке доминирует лаконичный декор. Самыми заметными элементами фасада являются две башни, увенчанные шестигранным шатрами.

Костёл Святого Иосифа (г. Ляховичи)

Костел Святого Иосифа построен в 1907 году. В 1950 году храм был перестроен, в результате чего лишился многих элементов своей конструкции, в том числе и колокольни. 

4 сентября в Ляховичах епископ Пинский Антоний Демьянко освятил территорию при недавно возвращенном католическом храме святого Иосифа. С этого дня в приходе служит администратором с правами настоятеля кс. Павел Мазан, который до сих пор больше года служил в Гомеле.

Таким образом в Ляховичах отметили 80-летие возрождения исторического костела св. Иосифа.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы – д. Кривошин


Храм Покрова Пресвятой Богородицы – д. Кривошин
 

 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы – д. Кривошин

Памятник архитектуры, включен в список историко-культурного наследия Республики Беларусь. Историко-культурная ценность  второй категории

Деревня Кривошин находится в 24 км на юго-запад от г. Ляховичи. История деревни начинается с имения «Репухов», которой впервые упоминается в Метрике Великого Княжества Литовского с 1481 года как имение Ивана Ильинича, полученное им в качестве приданого от жены Анны Довгирдовны. Она получила Репухов, в свою очередь, от первого мужа Юрия Гайцевича.  Такая передача прав владения в то время была довольно распространенной. Последний представитель рода — Юрий Ильинич, за неимением наследников,  подарил своему двоюродному брату  Николаю Христофору Радзивиллу «Сиротке» свое имение, включая часть земель нынешнего Ляховичского района, где сегодня находятся деревни Кривошин, Липск,  Залужье  и др..  Михаил Казимир Радзивилл в 1584 году подарил свое имение Репихов, которое позже стало частью деревни Кривошин, Несвижскому коллегиуму иезуитов. Благодаря иезуитам, в  1670 г.  здесь был заложен небольшой деревянный  костел, который 70 лет спустя, в 1740 году, заменили монументальной двухбашенной трехнефовой базиликой в стиле барокко, сохранившийся до наших дней. Иезуиты не смогли стать вечными наследниками имения. В 1772 году после Раздела Речи Посполитой имение стало собственность Антония Тизенгауза. Так имение переходило из рук в руки и в конце XVIII века стало собственностью дворянского рода Потоцких.

После национально-освободительного восстания 1863–1864 годов католическую святыню отобрали. В 1866 году Кривошинский костёл был переосвящён в православную Покровскую церковь. Настоятелем храма стал воспитанник Минской духовной семинарии  отец Александр Барановский, прослуживший в Кривошине более 60-ти лет.

В 1884-1885 годах здание храма до неузнаваемости перестроили, придав ему черты ретроспективно-русского стиля.  Над зданием была сделана восьмигранная шатровая звонница, двухсферичные купола с маковками, расположенные на деревянных барабанах. Такое оформление гармонично сочетается с многогранным барабаном, завершенного куполом с головкой в виде луковицы, расположенном над центральным нефом. Декор экстерьера храма представлен характерными для древнерусского культового зодчества элементами: маковки, всевозможные аркатуры. В храме, в основном, переделаны  главный и боковой фасад. Объем здания прорезают окна, оформленные в виде ниш. Особый интерес представляют ниши – кресты, расположенные в зубчатых проемах. Однако обильная декорация на фасадах, возведение колокольни и купола на высоком барабане существенно не изменили барочной пластики и монументальности интерьера. Его внутренний объем перекрыт ажурными сводами, крестовыми над главным и стрельчатыми над боковыми нефами.

4

Храм функционировал до 1969 года. Последним священником перед закрытием храма, во времена «хрущёвской оттепели», был иерей Якубчик Василий Иванович, 1913 года рождения. 26 декабря 1969 года он переводится в соседний Островской приход. Для Кривошинского прихода наступил тяжёлый период забвения и бездуховности. Здание храма постепенно приходило в упадок и разрушалось.

В 1991 году Епископ Пинский и Лунинецкий Стефан (Корзун) направляет в Кривошин священника Веренича Анатолия Андреевича, который много потрудился над  реставрацией храма и приходской жизни.

Церковь Святых апостолов Петра и Павла, аг. Остров

Церковь Святых апостолов Петра и Павла, деревня Остров

 

Церковь Святых апостолов Петра и Павла, аг.Остров

Деревня Остров Островского сельского Совета известна с конца  XV —начала XVI веков. Одной из неотъемлемых частей жизни верующих людей всегда являлся храм. Так, вместе с появлением и развитием деревни, появилась первая Свято-Троицкая церковь. Деревня росла, появились новые постройки, население местечка увеличивалось. В 1773 году здание местной церкви было признано ветхим и небезопасным. Аварийный храм разрушили. В 1910 в д. Остров была построена новая церковь во имя святых апостолов Петра и Павла. Настоятелем церкви был назначен священник Иоанн Рудаковский. 11 июля 1910 года произошло освящение нового  храма.

Церковь ( в переводе с греческого языка, означает Дом Господа) – архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Православная церковь состоит из алтарной части, как правило, ориентированной на восток, и примыкающего к нему помещения для молящихся. В архитектуре православных церквей количеству куполов иногда присваивается символическое значение: один купол – единство Бога, три – в честь святой Троицы, пять – в честь Спасителя и 4-х евангелистов, семь – в честь семи таинств, тринадцать – Спаситель и двенадцать апостолов. В православном храме выделяется три части:

первая  часть– алтарь (восточная часть церкви, предназначенная для священника), содержащий жертвенник (стол на алтаре, где подготавливаются хлеб и вино) и престол (стол, находящийся в середине алтаря, служащий для совершения причастия);

средняя часть храма, отделенная от алтаря иконостасом (стена, состоящая из упорядоченного ряда икон), перед которой со стороны средней части находится солея (возвышение пола перед алтарной частью) с амвоном(специальное сооружение, предназначенное для пения, проповедей);

третья часть –притвор (постройка перед входом в храм).

В православии приход в храм характеризуется следующим правилом: «Всегда входи в  Храм со смирением и кротостью, чтобы выйти оправданным, как вышел смиренный евангельский мытарь». И сегодня прихожане помнят об этом правиле, и церковь с радостью принимает всех, желающих получить оправдание…

Иконостас Петропавловской церкви

Петропавловская  церковь д. Остров является памятником архитектуры деревянного зодчества  неорусского стиля. Храм представляет собой прямоугольную конструкцию, центральная часть которой выходит за пределы основного периметра. В отличие от других, такой тип храмов имеет три входа. Каждый вход оформлен крыльцом, над которым возвышается навес с небольшим куполом. Навес украшен зубчатыми панелями. Над главным входом размещается икона. Главный фасад завершает двухъярусная башенка. Первый ярус представлен четырехгранной частью, в то время как второй – оформлен многогранной. Сверху башня увенчана куполом с маковкой. По всему периметру купол прорезают двойные стрельчатые окна, которые обеспечивают полное освещение внутренней части храма, а также придают помещениям больший объем.

В христианстве все элементы имеют определенный смысл. Так, крест – это орудие позорной смерти Иисуса Христа, сделавшееся для верующих символом спасения и знамением победы над смертью. Церковь употребляет образ креста Господня, как лучшее для себя украшение и ограждение от козней вражеских. Все священные вещи, употребляемые в храме (одежды, сосуды, пелены и др.) украшены крестом. Сам храм венчается крестом, чтобы христианская святыня была видна издалека и защищала людей от всех бед и невзгод. В христианстве имеется несколько видов крестов. Крест на Петропавловской церкви – православный, который чаще всего используется Русской и Сербской православными церквями: кроме большой горизонтальной перекладины он содержит еще две. Верхняя перекладина символизирует табличку на кресте Христа с надписью «Иисус назарянин, царь иудейский». Нижняя косая перекладина – подпорка для ног Иисуса Христа, символизирует «мерило праведное», взвешивающее грехи и добродетели всех людей. Считается, что она наклонена в левую сторону от Христа, символизирует то, что покаявшийся разбойник, распятый по правую сторону от Христа, первым попал в рай, а разбойник, распятый по левую сторону, своим хулением Христа еще более усугубил свою посмертную участь и попал в ад. Буквы IC XC являются христограммой, символизируя имя Иисуса Христа. Также на некоторых христианских крестах внизу изображается череп (или череп с костями), символизирующий падшего Адама. Интерьер Храма имеет богатое украшение. Главным достоинством Петропавловской церкви является удивительный по красоте иконостас. Помимо главного алтаря в церкви имеются и дополнительные. Особый интерес представляет крест с изображенным на нем Иисусом Христом. Каждая перекладина креста завершается иконой с ликом святого. За сокристием расположен золоченый круг в виде солнца. Вход в алтарную часть храма оформлен арочным проемом, с обеих сторон которого расположены скульптуры ангелов. Для удобства прихожан в церкви имеется балкон.

До настоящего время церковь действующая. Ее двери всегда открыты для прихожан. Настоятель храма отец Роман всегда готов выслушать и прийти на помощь нуждающимся.

Храм Святого Духа д. Подлесье

Святодуховская церковь д. Подлесье
Памятник архитектуры, образец деревянного зодчества

Деревня Большое Подлесье известна с  конца XV столетия как собственность Жигимонта Августа и называлась Подляшаны, но со временем название деревни преобразовалось в Подлесье.

Строительство Святодуховской церкви связывают с двумя событиями: явлением чудотворной иконы Пресвятой Богородицы и выделением надела земли в 1637 году для содержания причта новоучреждённой в Подлесье церкви. Из поколения в поколение местные жители деревни передают легенды и предания об истории православного храма в д. Подлесье. Первое из них уходит своими корнями в XV-XVI века. По преданию,  по дороге из деревни Подлесье в д. Заритово шла слепая от рождения девочка. Тогда, как и сейчас, начало и конец деревни отмечались крестами. Рядом с крестом стоял большой камень, подойдя к которому, девушка прозрела. И ей явился на камне образ Божьей Матери. Это чудо воодушевило жителей деревни построить на этом месте шатер, а затем часовенку. Слава о чудотворной иконе разошлась по окрестностям.

В XVII веке мстиславский воевода Георгий Сапега во время тяжелой болезни пешком ходил поклониться иконе Богоматери  и дал себе обет, что если исцелиться, то возведет здесь церковь. После чудесного выздоровления Георгий Сапега в благодарность возвел здесь в 1637 году первую православную церковь. Древний храм просуществовал недолго и (по неизвестным причинам) в XVIII столетии  исчез.

Икона Серафима Жировицкого

 

Икона Серафима Жировицкого

В середине XVIII столетия на её месте был возведен новый деревянный храм, сохранившийся до современности. По местной легенде у управителя поместья  Старо-Ляхович понесли лошади. Напуганный, он стал молиться Пресвятой Богородице и пообещал построить церковь на том месте, где лошади остановятся. Говорят, что лошади остановились  именно там, где сейчас расположена церковь.

Серафим Жировицкий (Шахмуть)

 

Серафим Жировицкий (Шахмуть)

Святодуховская церковь является образцом деревянного зодчества. Главный фасад  оформлен крыльцом с колоннами и завершается треугольным фронтоном.  Сверху фронтон увенчан куполом, размещенным на круглом барабане, прорезанным прямоугольными окнами. Главный вход решен в виде арки, над ним и по обе его стороны размещаются иконы. Вся церковь выкрашена в голубой  цвет, который символизирует царствие небесное, приближение к неземному, безгрешному. В плане церковь описывает прямоугольник, с выступающей многогранной апсидой. В алтарной части по обе стороны сделаны небольшие квадратные пристройки. По всему периметру церковь прорезают параллельные прямоугольные окна.  Главный неф завершает купол с маковкой, украшенный крестом.    Сверху здание покрыто шиферной двускатной крышей.  Возле церкви расположена колокольня, которая призывает прихожан на служение мелодичным перезвоном колоколов.

В 1879 году в церкви был построен трехъярусный иконостас, который украшали 7 икон древнего и 5 более позднего письма. Есть мнение, что они были выполнены местными мастерами.

church1_a59В 2009  году произошло важное событие в жизни подлесских прихожан — был  обнаружен валун, который, по предположениям, является тем самым камнем, на котором явилось икона Божией Матери. Сегодня этот камень, который имеет свою полную загадок историю, хранится у алтаря  храма.

 

Приход храма Святителя Николая Чудотворца – аг.Дарево

Первые сведения встречаются в клировых ведомостях древней Даревской церкви, сохранённых архимандритом Николаем в историко-статистическом труде под 1864 годом. Из указанного источника видно, что церковь построена в 1550 году помещиком Юрагой и называется помонастырской Свято-Троицкой церковью.

Принимая во внимание эти факты можно предположить о более древнем существовании Свято-Троицкого монастыря и одноименного храма в Дареве, а основание католической парафии в 1540 году расценивать, как закономерное стремление костёла подавить более прогрессивные православные приходы и монастыри. Тем более что о наличии костела в Дарево в это время указаний нет, а только ссылки на образование такой единицы как парафия.

Помимо Свято-Троицкой, существовала ещё кладбищенская церковь во имя святителя Николая, находившаяся невдалеке.  Впоследствии на месте последней была сооружена часовня, а затем на этом же месте возрожден храм.

В 1865 году церковь по причине ветхости  разобрали. Через два года в 1867 году за счёт министерства государственных имуществ построена новая церковь. Настоятелем прихода являлся священник Иоанн Миткевич.

В 1915 году церкви оказались в зоне фронтовых баталий, отчего Свято-Троицкий  храм совершенно сгорел. Нетронутой осталась Никольская часовня, перестроенная в 1922 году священником Лопатинским в кладбищенскую церковь.

С наступлением 30-х годов настоятелем Даревского прихода, священником Михаилом Вишневским, было принято решение о воссоздании Свято-Троицкого  храма.

Храм Воздвижения Креста Господня – г.Ляховичи

lahavichi

Одним из древнейших свидетельств о православии на Ляховичской земле является факт рождения у священника Ляховичской Свято-Георгиевской церкви Михаила Леоновича сына Фёдора в 1546 году. Сохранилось и более конкретное свидетельство – это привилей 1564 года, данный Сигизмундом Августом «попу» Ляховичской церкви Михаилу Леоновичу на корчму в его имении Евлашковичи. Судя по всему, в Ляховичах в середине XVI века существовал православный приход во имя Великомученика и Победоносца Георгия.

По сведениям старожилов, древняя Георгиевская церковь существовала до второй половины XVIII века. Нет какой-либо точной версии её исчезновения. Историки склонны полагать, что храм  переоборудован под костёл в период польского владычества. Остается сделать вывод, что с середины XVIII по середину XIX столетия православной церкви в городе не было.

В 1867 году, 14 сентября произошло событие, коренным образом изменившее положение православия в Ляховичах. Тогда 2500 прихожан Ляховичского костёла вместе с настоятелем иеромонахом бенедиктинского  ордена (в последствии священником Антонием) Анзельмом Гирдвойном присоединились к Православной Церкви. 21 июля 1867 года из костёла была устроена православная церковь в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Желание присоединиться к православию выразило ещё 350 человек соседнего медведицкого прихода.

3 августа 1874 года во время пожара храм в Ляховичах частично пострадал, а спасённое от огня имущество временно перенесено в Голдовичскую церковь.

Первым настоятелем новосозданной церкви был, как известно, отец Антоний, который прослужил на приходе один год.

После отца Антония настоятелем Ляховичского храма стал отец Василий Зубкович, упоминаемый в Минских Епархиальных Ведомостях, в связи с награждением его набедренником, а далее настоятельствовал священник Николай Сущинский. Кроме настоятеля в штат церкви входили два псаломщика.

В 1905 году, во время революции, католическая церковь организовала мятеж с целью возвращения переосвящённого костёла. Но из этого ничего не получилось, так как накануне вечером в Ляховичах появилась рота российских солдат с тремя офицерами, присутствие которых, очевидно, и помешало католикам совершить это мероприятие.

С 1944 по 1945 год настоятелем Ляховичской Крестовоздвиженской церкви стал протоиерей Михаил Скрипко, при котором церковь была частично разрушена в связи с военными действиями, после этого служба совершается в приходском доме.

27 июня 1945 года настоятелем Ляховичской церкви назначается отец Евгений Петрашкевич.

В 1947 году в бывшем приходском доме трудами настоятеля  устроена временная церковь-каплица в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Богослужения совершались в ней приблизительно до 1965 года.

Храм Святой живоначальной Тройцы

(д. Малое Подлесье)

D arevo

C лета 2008 года на фундаменте недостроенного и разрушенного в 30-х годах Свято-Троицкого храма возводится новая церковь.

14 ноября 2011г. настоятелем храма Святителя Николая Чудотворца аг.Дарево назначается иерей Никончук Иоанн Иоаннович.

14 июля 2012 года Архиепископом Пинским и Лунинецким Стефаном храм был освящён.

14 июля 2013 года в аг.Дарево освящено здание Воскресной школы.

Обсуждение закрыто.