Множество прекрасных уголков с живописной природой сохранилось на нашей Белорусской земле. Многие из них принадлежат к родовым имениям известных фамилий. А сколько всего неизведанного таят стены усадебных домов. И сколько романтичных историй скрывают старые парки. Сегодня мы посетим некоторые из сохранившихся усадеб и попробуем проникнуть в их неизведанное прошлое. Имение в Вошковцах (Урожайная).
Группа проходит к въездной аллеи. Демонстрируются фотографии владельцев.
Первым объектом нашей экскурсии является имение Бохвицев в Вошковцах. Село Вошковцы известно нам с 1586 года, как шляхетская собственность. Как и многие имения, оно начинается с въездной аллеи. Симметрично посаженные деревья гармонично сосчитаются с окружающей природой, дополняя пейзаж. Смотря на современный вид усадьбы трудно представить, что раньше это был прекрасный дом, окруженный парком, где не раз выходила на прогулку молодая пани, в окружении своих нянек. Но кто же владел этим имением, и какова была его судьба. В 1838 году Двор Вошковцы Старые или Старый Двор приобрел философ, писатель Флориан Рамуальдович Бохвиц. Он был женат на Павлине Маевской, племянницей матери известного сына Белорусской земли Адама Мицкевича. Но откуда берет начало известный род и как он поселился здесь. Корни этого старинного рода не местные. Много лет Бохвицы в Краковском воеводстве исполняли должности кастелянов, воевод, владели многими вотчинами. Затем некоторая часть рода переехала в Литву. Род весьма большой и богатый начал приобретать имения и земли. Так в 1838 году имение Вошковцы было куплено Фларианом. В 1864 году основная часть этого имения перешла сыну Роману, а остальная – второму сыну Люциушу. Но она вскоре была конфискована за участие Люциуша в восстании 1863-1864 годов. Долговая претензия Ксаверии, жены Люциуша, на сумму 7500 рублей не принесла положительного решения. Фальварок Новые Вошковцы получил третий сын Ян Оттон, который построил усадьбу и назвал ее в честь отца Флорианово. Последними владельцами имения являлись Чеслав и Витольд, сын Романа Флориановича. По пути к усадебному дому на правой стороне аллеи сохранилась хозяйственная постройка. Современное ее состояние оставляет желать лучшего, но по сохранившимся элементам мы можем сказать, что это довольно крепкое здание с относительно толстыми стенами. Возможно, оно использовалось под складское помещение, в котором хранились продукты питания и хозяйственный инвентарь.
Живописную часть парка составляют три боскета разной величины, занятых садом. Слева от вас в центре древесной обсадки расположен искусственный водоем. К сожалению, из-за того, что усадьба уже долгое время находится в запустении, водоем обмельчал и стал напоминать большую лужу, заросшую болотной травой. Вокруг сада по периметру росла липа и карагана. Прогулочный маршрут проходил по аллеям боскетов, все это подчеркивало единство паркового ансамбля.
Группа проходит по аллеи к месту размещения усадебного дома. Демонстрируется фотография усадебного дома.
Далее мы проходим к тому месту, где раньше находился усадебный дом. К сожалению, он не сохранился. Но мы попробуем воссоздать его образ в вашем воображении. Бохвицы жили в старом усадебном доме, построенном из лиственницы с высокой четырехскатной гонтовой крышей. Дом был построен в XVII веке и что не маловажно с использованием деревянных гвоздей. Внутри дом разделялся на 12 комнат. Наиболее репрезентативными считались столовая и зал с камином, украшенный мебелью в стиле ампир. С особой бережностью хранилась собранная Фларианом библиотека, с богатым собранием польских журналов, семейный архив и несколько портретов. Самыми значительными из них были портреты Флариана и его сестер, принадлежавшие кисти Франтишки Фелинского. В старом уютном доме не раз собиралась местная интеллигенция. В нем до последних дней жил, вел хозяйство, писал свои книги Флориан, ратуя за воспитание людей наиболее полезных для общества путем слияния образования с трудовой деятельностью. С течением времени, а также в связи с переменой владельцев дом постоянно ремонтировался и обновлялся. Например, в эпоху классицизма его парадный фасад украсило крыльцо с двумя колоннами. Некоторые изменения происходили и позже. Дом был деревянный и в плане напоминал прямоугольник. Длина дома достигала 28 метров, а ширина – 16. Средняя часть фасадной стены оштукатурена, а баковые крылья здания ошалеваны. Позже была пристроена веранда из силикатного кирпича. Своеобразный вид имел и парковый фасад. В центре имелось три ризалита, оштукатуренных по лучине. К дому с правой стороны была сделана кирпичная пристройка длиной 8 метров. А под центральной частью здания размещался подвал. В последние годы дом использоваться под амбулаторию, но местные власти решили, что дом находится в аварийном состоянии и, к сожалению, в 2010 году его снесли.
Группа переходит в парк. Демонстрируется растительность парка, планировка.
В результате многих перепланировок двор принял характерный вид небольшой усадьбы XIX века, которая включала небольшой пейзажный парк, сад и хозяйственные постройки. Парк размещается прямо за домом, в окружении сада. Его парадная часть перед домом была оформлена в виде большого круга с крупным экземпляром ели в центре, а по сторонам фланкирована древесными группами и кустами ели. На партере росла старая липа с развесистой кроной, ее ветви упирались в землю. По углам симметрично зданию справа посажена береза, а слева – клен. К нему ведет липовая аллея, напоминающая неширокий плотный коридор. За домом расположена чудная поляна, оформленная в виде подковы. Ее опушки декорированы одиночными редкими экзотическими растениями. Среди них клен остролистый, крымская липа и конский восьмитысячниковый каштан. Поляна охвачена почти сплошным древесным массивом, кроны которого смыкаются между собой. Такие причудливые формы придают еще более изысканный и таинственный вид. Заканчивается массив старинной липовой аллеей, неотъемлемой частью барокко. От аллеи до наших дней сохранилось лишь 18 деревьев высотой от 28 до 31 метров. Но даже этот небольшой остаток заставляет восхищаться своей красотой.
Группа подходит к мельнице. Демонстрируется внешний вид постройки.
В окружении деревьев и новых построек стоит сохранившаяся и работающая на сегодняшний день паровая мельница. Она была построена в начале XX века и состоит из двух частей. Одна часть построена из красного кирпича различных оттенков, другая – из кирпича и крупных колотых камней. Большая современная пристройка из силикатного кирпича несколько искажает старый образ мельницы. Проезжая мимо усадьбы в конце недели, нередко можно увидеть группы людей, которые собираются возле мельницы для того чтобы намолоть муку. Местные жители, а также жители соседних деревень с благодарностью вспоминают о Бохвицах. На территории усадьбы семейного захоронения Бохвицев не имеется. Знаменитый род покоится на католическом кладбище около костела в деревне Дарево. Надгробие Флариана со словами «Твой пример пусть показывает нам путь правды» утрачено, но не утрачена память о великом просветителе нашей земли.
Позже на территории сада появилась частная застройка с высоким глухим забором, а вокруг усадьбы начали строиться жилые дома. Частная застройка нарушает композицию усадьбы. Уже долгое время имение находится в запустении и постепенно разрушается. Но, несмотря на это усадьба является национальным достоянием и охраняется государством.
Ну а теперь я приглашаю вас к следующему экскурсионному объекту также наследию Бохвицев усадьбе Флорианово.
Группа переезжает автобусом к имению Флорианово. Размещается у памятного камня.
Флорианово построено Яном Оттоном Бохвицем, который получил усадьбу в наследство от отца, после возвращения с Крымской войны. Ранее имение носило название Новые Вошковцы, но было переименовано и названо в честь отца — Флорианово.
Группа переходит во двор к усадебному дому. Демонстрируется внешний вид здания, фотография владельца.
Приблизительно в 1870 году Ян Оттон построил небольшой деревянный дом с поперечным вторым этажом. Как и многие усадебные дома того времени – имеет прямоугольное решение. Обшитый крупной горизонтальной доской с рустованными углами. Немного позже к нему были пристроены два боковых каменных оштукатуренных крыла. Левый двухэтажный корпус выполнен в стиле неоготики. Его торцевая часть сложена из красного кирпича, завершенная широким аттиковым фронтоном приняла вид парадного фасада. Первый этаж имеет два входа, оформленных в виде готических проема и три больших прямоугольных окна. Верхний этаж украшен тремя готическими окнами. Помимо этого фасад декорирован поребриком (вид кирпичной кладки, при котором кирпичи ставятся на ребро или под углом к плоскости фасада), хорошо выражены лопатки и машикульный карниз (совокупность навесных бойниц, расположенных в верхних частях стен и башен крепостных сооружений). Имеются и полуколонки. На фасонном кирпиче размещены инициалы изготовителя «Б. Е. Лозинский, Бобруйск». Завершение фронтона представлено зубчатой стенкой с четырьмя большими и четырьмя малыми шестигранными башенками, чашечки которых оформлены в виде бутонов. Дом довольно больших размеров состоял из 19 комнат. Самыми выразительными из них являлись библиотека, столовая и большой салон. Интерьер дома состоял из новой мебели и не имел каких-либо старинных ценностей. Украшением стен являлись портреты представителей рода и картины. Вокруг усадебного дома размещались сыроварня, официна и хозяйственные постройки.
Въезд в усадьбу осуществлялся через браму по липовой аллее. Ширина аллеи достигала 8 метров. Таким образом, на ней могли спокойно разминуться две кареты. Деревья располагались на расстоянии 6 метров друг от друга. Сама брама была оформлена массивными каменными пилонами, завершенными чугунной решеткой. Во время Первой Мировой войны она была вывезена немцами в Германию. Перед главным фасадам раньше размещался подъездной круг, по которому карета подъезжала на парадный партер прямо к усадебному дому. Некоторые элементы планировки партера существуют и сегодня. Это старые одиночные деревья клена, липы и дуба. Не сохранился прекрасный цветник, из которого Элаиза Ожешко, частая посетительница данного имения привезла гербарий, а лепестками флариановских роз украшала письма. Около паркового фасада дома сохранилась более чем двухсотлетняя липа крупнолистная со сломанной вершиной. Здесь под этой липой нередко собиралась семья, отдыхали гости. А от нее отходила аллея сирени обыкновенной, к которой Элаиза Ожешко обращалась в письме «Скажыце фларыянаускiм бэзам, каб да майго прыезду не адквiтнелi».
Группа проходит в парк.
Существенно изменен и почти не сохранился сам парк. Одна часть его распахана, а сохранившийся древостой одичал. Трудно представить, что это тот удивительный уголок, над которым трудились опытные садовники. Ян Оттон привлекал много редких видов деревьев и кустарников. Сохранилась липа Мольтке высотой 19 метров и диаметром кроны 15 метров, привезенная из Берлина. С восточной стороны заложен 30 метровый сад, который считался одним из лучших садов Беларуси. Был и сад сортовой вишни, который, к сожалению, не сохранился: на его месте построили бензозаправку. Вся композиция сочетает в себе парк и сад, а прогулочная дорожка казалась бесконечно долгой.
Но говоря об усадьбе необходимо несколько слов сказать о ее владельце. Ян Оттон был общественным деятелем того времени, сторонником отмены крепостного права, специалистом в области сельского хозяйства, а также поэтической натурой. Особенное внимание он уделял растениям и их исследованию. Многие его работы опубликованы. Но за участие в восстании 1863-1864 годов Ян Оттон приговорен к смертной казни как узник Динабурга. После его владельцем имения становится его сын Тадеуш. Он серьезно увлекался журналистикой и пополнил собрание библиотеки отца.
Флориановская усадьба выделялась высоким уровнем духовной культуры, крепкими традициями просвещения и патриотическим духом. Ее неоднократно посещали Рейтаны, Радзивиллы, известные писатели и ученые. Именно в период владения Тадеуша на склоне лет частым посетителем имения стала Элаиза Ожешко. Писательницу и Тадеуша связала крепкая дружба. Она нашла здесь много того, что любила: настоящее литовское гостеприимство и обилие цветов. Их переписка составила целый том. Письма были откровенным разговором людей близкими по духу, целям и стремлениям. В 1909 году Элаиза вместе с Рейманом заложила рощу в память о проведенном здесь времени. Один из дубов именуется дубом Ожешко. Гости приглашались и на праздники, посвященные посеву зерновых, устраивали литературно-музыкальные вечера, на которых пели песни, читали стихи. Слушали мелодии Шопена, Бетховена, Грига.
В настоящее время усадьба находиться в руках Героя Социалистического Труда Генриха Михайловича Третьяка. О Генрихе Михайловиче и его супруге нужно вести отдельный разговор. Это люди увлеченные историей, радеющие за восстановление усадьбы.