Огинский задумывался как «мост» между двумя великими морями — Балтийским и Черным. В 1784 году, когда канал заработал (тогда его называли Великим Пинским), чтобы переплыть от Ясельды до Щары, требовалось три дня хода на лодке. Кроме путешествий, канал использовали для сплава древесины из Припяти в Неман. Теперь местами он обмелел, кое–где слился с болотом. Совсем не тот вид знаменитого водного пути, как в старину, когда вдоль ровной линии синей глади были проложены дорожки, по которым лошади за тросы тянули путешествующие шляхетские экипажи. За постройку технологического чуда (таким для своего времени был канал) его создателю Михалу Казимежу Огиньскому, дяде другого Михала Огиньского — Клеофаса, автора полонеза «Прощание с Родиной» (он потом получит канал вместе со слонимским имением в наследство), в Виленском замке в 1768 году, еще при жизни, поставили памятник. И было за что. Ученые говорят, что Огиньский не только помог наладить сплав древесины и поднял экономику региона во времена Речи Посполитой, но и спас Выгонощанское озеро от обмеления. А заповедное озеро в свою очередь сохранило часть канала в первозданном виде ( от старинного польского шлюза до заповедного Выгонощанского озера).
Старая карта Огинского канала.
Пассажирский пароходик,который курсировал по каналу в 30 годах прошлого столетия.