Костел Святых Петра и Павла в деревне Медведичи

1

Костел святых Петра и Павла д. Медведичи

«На берегу Бродницы, притоке Щары, находится небольшое местечко Медведичи, не отличающееся ни промышленностью, ни торговлей, ни историческими событиями, но известное  горячей верой народа, искренне преданного Католическому Костелу… Среди сосновых лесов находится это место» — именно так писал ксендз Юзафат Жискар в своем труде по истории костелов Минской губернии про деревню Медведичи.

Местечко Медведичи очень древнее. Впервые оно упоминается в письменных источниках XV века, до 1483 года было известно, как село Медведица и принадлежало виленскому бискупу. В XVI ст. село постепенно превратилось в местечко Медведичи, центр волости Новогрудского повета. В конце XVIII ст., когда белорусские земли были присоединены к Российской империи, местечко было конфисковано российскими властями, затем император Павел I подарил его вместе с имением Совейки генералу Л. .

В Медведичах находился один из самых древних костелов в Беларуси, который имеет свою уникальную историю. С конца  XIV ст. великие князья литовские и католическое духовенство проводили политику укрепления католицизма. С этой целью на территории нынешней Беларуси строились костелы и монастыри, увеличивалась площадь земли, принадлежавшая католической церкви. Костелам передавались во владения земля с крестьянами, которые на ней жили. Так происходило и на Ляховиччине. Уже во второй половине XV ст. в руках виленского католического бискупа находилась крупная Медведичская волость.

Точную дату фундации первого костела в Медведичах установил польский исследователь Ежи Ахманьски. В своем труде по истории Виленского бискупства он подчеркивает, что в конце XV ст. на территории Беларуси, подчиненной бискупству, появились первые парафии, основанные  великими князьями Великого Княжества Литовского, как это было ранее, а именно самими бискупами. Среди них была и парафия в Медведичах, основанная в 1483 году. В то время виленским бискупом был Анджэй Гаскович, который занимал эту должность с 1481 г.

Сторонники католицизма стремились ограничить политическое влияние православной церкви: как на белорусских князей, так и на простых крестьян. В 1588 году, например, виленский католический бискуп – кардинал Я.М. Радзивилл – приказал выгнать из Медведич православного священника, а землю, которой он пользовался, передать медведичскому костелу. Распоряжение кардинал объяснял тем, что в своем имении не хочет в дальнейшем иметь «русского попа», так как это ведет к ослаблению единства веры, т.е. католической религии. В процессе различных пожалований, браков, родов, различных земельных сделок, мелких белорусских православных князей существенно потеснили польское католическое духовенство и польские магнаты. Все это способствовало ополячиванию и окатоличествованию местных князей и крестьянства.

Повторная фундация парафии в Медведичах произошла в 1545 году. В костельных визитах XVIII – XIX ст. ст. есть информация, что в костельном архиве находился оригинал этой фундушевой записи.

Дальнейшая судьба католического храма на протяжении XVI- XVIII ст.ст. малоизвестна, так как сохранилось очень мало письменных источников по его истории. Большинство исследователей медведичского костела считают, что деревянная святыня, построенная в XV веке, просуществовала до начала XX и функционировала до постройки нового кирпичного храма.

По другим сведениям, костел, построенный в 1545 году, был сожжен в результате набегов татар в 1630 году. На его месте князь Радзивилл, бискуп виленский, построил в 1645 году новый деревянный костел имени Петра и Павла. Это был типичный сельский костел с соломенной крышей, на котором гнездились аисты, с оригинальной древней звонницей. Этот костел простоял долгие годы, а все прихожане — до одного человека – оберегали эту древнюю святыню. Им было хорошо и комфортно с этим старым костелом. Самое старое описание этого костела датируется 1782 годом. В нем имеется подробный инвентарь здания костела,  в котором говорится что он «деревянный, старый, обит досками, имеет одну деревянную вежу с куполом и железным крестом». В инвентаре подчеркивается, что здание костела находится в плохом состоянии, крыша почти целиком сгнила и провалилась. Вход был через вежу. Этот костел под титулом святых Петра и Павла был освящен в 1714 году.

Имеется довольно подробное описание интерьера костела. Над входом находились деревянные хоры, где размещался небольшой орган. Главный деревянный алтарь сницерской работы был двухъярусный: в первом ярусе находился образ распятого Иисуса Христа, во втором – образ Святой Троицы на полотне. По бокам алтарь украшали статуи святых Петра и Павла. С левой стороны находился  второй резной деревянный алтарь, в котором находилась икона в серебряной раме. В описании отмечено, что алтарь имел резные деревянные капители, с другой стороны находился алтарь с изображением Антония из Падуи. Кроме этого, в костеле имелось еще пять отдельных икон «на палатне маляваных, да сцен прыбітых».

Под зданием костела находились большие каменные склепы. Рядом с костелом была построена деревянная колокольня, которая имела 4 колокола. Вокруг костела находилось кладбище, обнесенное деревянной оградой. Рядом с кладбищем, буквально в нескольких шагах от него, стояло здание небольшого деревянного госпиталя, а недалеко – деревянный комплекс построек плебании. Кроме довольно большого жилого дома там имелись деревянные хозяйственные постройки: помещение для слуг, два свинарника, бровор, ледовня, сараи, амбары, два гумна и др.. Рядом со зданиями были небольшой сад и огород.

Медведичской плебании принадлежали юрисдики в местечке, а также три деревни: Городище, Кулени, Халхуны. Медведичская парафия с восхода и юга граничила с клецкой, с запада – с кривошинской, с севера – с ляховичской парафиями.

При костеле существовало братство Святого Ружанца, основанное в XVIII веке с помощью ксендзов клецкого домиканского костела.

В костельном архиве находились древние документы, которые, безусловно, представляли историческую ценность (кстати, они были написаны не только на латинском и польском языке, но и на старобелорусском). В описании архива подчеркивается, что первые фундационные документы медведичской плебании полностью погибли во время татарского нашествия. Более поздние документы касаются фундуша виленского бискупа князя Павла Гольшанского и повторного строительства медведичской плебании согласно консенса Виленской капитулы. Кроме этого, в костельном архиве хранились оригиналы документов XVII- XVIII веков, в том числе на подтверждение старых фундушей, получение новых земель, десятин с двора Медведич, на замену земель  и другие, которые были выданы виленскими бискупами.

Следующее описание костела дотируется 1796 годом. В инвентарном описании говорится, что костел древний, в сравнении с предыдущим инвентарем его состояние улучшилось (он был перекрыт новой гонтовой крышей, стены укреплены железными пластинами).

В Национальном историческом архиве Беларуси сохранились очень интересные инвентари костела в Медведичах, датированные первой половиной XIX века. В инвентаре 1824 года есть сведения о том, что завершено строительство новой деревянной плебании и здания госпиталя (они описаны как новые сооружения). Отмечены также и даты строительства новых хозяйственных построек. В этих инвентарях еще упоминается старое кладбище рядом с костелом, но в начале XIX века было создано новое парафиальное кладбище за пределами местечка.

Последнее описание древнего медведичского костела в Национальном историческом архиве Беларуси датировано 1867 годом. В нем говорится, что в 1851 году костел был отремонтирован и покрыт новой гонтовой крышей. Колокольня также отремонтирована и отмечается как «довольно надежная». В этом описании есть точная дата строительства плебании – 1812 год. Кроме этого, дается подробное описание и хозпостроек.

Костел в Медведичах продолжал действовать до 1886 года. Именно тогда царские власти решили ликвидировать эту католическую парафию. 16 августа костел был закрыт, а его имущество передано православному духовенству. Почти 20 лет древняя святыня не фе функционировала. Однако общество требовало справедливости и в итоге добилось возобновления деятельности костела. Это случилось благодаря усилиям священника клецкого парафиального костела Викентия Герасимовича и ксендза даревского костела Ваньковича, а также парафиан местечка.

28 октября 1905 года храм был возвращен католикам, но находился в таком ужасном состоянии, что дальнейшее его использование было невозможно. Было принято решение разобрать древний храм, а на его месте построить новый кирпичный костел. Последнее богослужение в старом помещении было отслужено 15 августа 1906 года. В скором времени на строительство новой святыни прихожане собрали пожертвованиями 60 тысяч рублей. На то время это были огромные деньги. Проект был разработан известным польским архитектором Стефаном Шелером (1857-1933).На основании  планов С.Шелера  на территории Польши, Литвы и Беларуси в конце  XIX – начале XX веков возникло большое количество католических святынь.

Строительство костела в местечке Медведичи завершилось в 1908 году. Новая святыня была торжественно освящена 6 августа 1910 года могилевским бискупом Яном Цепляком. Во главе парафии стал ксендз Ян Эйсмонт.

Новый костел стоит и сегодня, построенный из кирпича в стиле эклектики. Это трехнефовая базилика, центральный неф завершен пятигранной алтарной частью. Главный фасад храма имеет ступенчатую ярусную композицию с пластичными по рисунку валютами. Здание завершает двухъярусная вежа с высоким граненым шатром.

В Национальном историческом архиве Беларуси есть один из ценнейших документов по истории медведичского костела – «Інвентарны вопіс мядзведзіцкага рыма-каталіцкага парафіяльнага касцела» от 22 декабря 1913 года. В нем точно описана новая святыня:  « Касцел мураваны з 26 вокнамі, накрыты цынкавай бляхай, даўжыней 15 сажней, ушырыню 10 сажней, а ўнутры 8 сажней вышыней. З двухпавярховай вежай, таксама накрытай цынкавай бляхай, у якой размешчаны 3 званы старога касцела…».

Внутрь костела ведут 6 дверей: от фронта главные и боковые двухстворчатые двери для верующих, справа – в каплицу, в закристию. Возле главного входа слева двери ведут на хоры, а оттуда – на колокольню. При этом же входе справа и слева – мраморные сосуды для святой воды – пожертвование Станислава Татариновича из д. Лапаничи. С правой стороны внутри костела расположен один конфесионал; пространство костела разделено колоннами на три части, но которые опираются все своды. Между ними з одной и другой стороны стоят по три скамейки для верующих. В правой части костела – амбона из искуственного мрамора. К сводам посредине прикреплены 4 веревки, на которых висят 2 бронзовые позолоченные люстры, по бокам также к сводам прикреплены веревки с керосиновыми  лампами; на стенах нарисовы  12 крестов в честь освящения костела, под которыми прикреплены небольшие подсвечники с призмами. Пресбитериум (аналог алтаря в православном храме) выполнен в стиле  ренесансовой архитектуры из искусственного мрамора. В нем находится образ святых аппостолов Петра и Павла, на втором этаже – Найсветейшей Девы Марии с Иисусом. Весь алтарь заканчивается крестом. Пресбитериум – место хранения Святых Даров – Хлеба и вина, символизирующих Тело и Кровь Христа. Узнать это место можно по неугасимой лампаде, горящей перед дарохранительницей (обычно используется латинское название дарохранительницы – табернакулум). Табернакулюм с находящимися внутри Телом и Кровью Христа – святая святых католического храма.Всякий раз, проходя мимо дарохранительницы, совершается коленопреклонение или легкий поклон. Также верующие, входя в храм или выходя наружу, припадают на одно колено и осеняют себя крестным знаменим, приветствуя Живого Христа. Это служит как бы подтверждением принятого ими крещения. Кроме главного алтаря имеются еще 2 деревянных. С правой стороны над табернакулюмом находится гипсовая статуя Непорочного Зачатия Божей Матери. Над статуей находится  икона в золотобронзовой  раме, дар Татариновичей  из д. Куршиновичи; с левой стороны над табернакулем находится статуя Сердца Иисуса Христа, а над ней икона Святого Роха в золотобронзовой раме. С правой стороны возле входа сделано место для подсвечников и фанарей. На стенах висят 14 икон из мазаики, пожертвованные в 1913 году доктором Койцем из Вильно. Усилиями ксендза Яна Эйсмонта в 1912 году виленской фирмой Петра Вайцеховичи сделан орган с 2 клавиатурами и педалью, на 17 голосов, а для интонирования игры – 8 регистров с обычной структурой на фронте.

Здание плебании было возведено в 1883 году. Рядом с ним в 1907 году поднялась каменная официна, а также конюшня. Кроме этого, сохранилось и старое здание плебании, построенное в начале XIX века, в котором жили органист и парубок. В 1913 году рядом с плебанией был  посажен сад, в котором росло около 30 деревьев. Вся территория усадьбы была обнесена оградой.

В инвентаре говорится, что парафиальное кладбище находится за 300 сажней от костела. Площадь его составляла 2 десятины. Со всех сторон оно было окружено оградой. Подчеркивается, что католическое кладбище было освящено и открыто в 1814 году.

Вот как описал ксендз Юзафат Жискар настроение жителей Медведич после открытия и освящения нового костела: «І мясцовая парафія ўзняслася – люд зноў імкнецца да святыні, з кожным годам лічба вернікаў павялічваецца, і па апошнім перапісе дасягнула 6560 чалавек. На новым касцеле напісаны словы «Gloria Deo» (переводится как «Слава Богу»), якія адраджаюць у памяці той падзеі сілу, якая сярод людзей шмат цудаў рабіла, дда геройскіх учынкаў кліча, а сіла гэтая – не што іное як наша вера каталіцкая… ».

Дальнейшая судьба костела Святых Петра и Павла сложилась довольно удачно. Он не потерпел ни во время мировых войн, ни попал в число тех католических святынь, которые закрывались властями.

Белорусские исследователи впервые заинтересовались костелом как древним памятником архитектуры в 1970 году. Тогда Медведичский храм был изучен специалистами Института искусствоведения, этнографии и фольклора Академии Наук. Были выполнены его архитектурные обмеры, сделана подробная фотофиксация.

Говоря о самом храме, стоит упомянуть и о его священниках. Самым почитаемым служителем медведичского костела был Вацлав Иванович Пионтковский (1902-1991). В непростой для верующих людей атеистический период, он продолжал свою духовную службу. За то, что он не отрекся от своей веры, В.И. Пионтковского 2 декабря 1950 года арестовали по обвинению в антисоветсвой агитации. Шесть лет священник провел в тюремном заключении, но не отрекся от своего выбора — служить Богу и людям. Его доброе имя было восстановлено лишь в 1994 году, спустя 23 года после его смерти. В памяти людей он навсегда остался добрым священником и замечательным человеком.

Могила В.И. Пионтковского

Могила В.И. Пионтковского

Костел Святых Петра и Павла в Медведичах, пережив много столетий, сохранился до нашего времени. Он является памятником архитектуры  и помогает сохранять в сердцах людей христианскую веру.

Обсуждение закрыто.